degranac

07.08
13:25

Всеобщая история одержимцев: Часть вторая (В картинках. Раскрась сам)


«Пражское кладбище» – одна из тех книг, размышляя о которых, можно провести не мало долгих часов, а то и дней, и измарать не один десяток страниц своими выкладками, выводами и прочими рассуждениями на темы романа. Вообще писать рецензию на подобный постмодернистский текст и рассказать о нем, не скатившись в самокопание, не высветив так или иначе свои собственные взгляды на те или иные вопросы, затронутые в тексте, дело не легкое, но я попробую. Впрочем, не судите строго, пианист играет как умеет.Эко снова (и уже к который раз) удалось сплести впечатляющий клубок из смыслов и подсмыслов, для распутывания которого, вам понадобится недюжинное усилие, вкупе с настойчивым желанием свести в единую картину хотя бы часть происходящего. Сила произведения такова, что его хочется обсуждать, сомневаться, задавать вопросы и делиться своими соображениями, оно спорно по природе своей, и, наверное, в этом его главная прелесть. Автор создал текст, который задает больше вопросов, чем дает на них ответов, а вот ответы вам придется найти самим. Романы Эко вообще умудряются блистать не только двойным, но и тройным (и еще невесть каким) дном, и их глубина определяется не только подготовленностью читателя в плане энциклопедических знаний (или его желанием во всем разобраться). Порой очень даже не лишним будет и знание некоторых субъективных взглядов писателя, которыми он делится в своих интервью и публицистических трудах. По духу своему «Пражское кладбище» является идейным продолжателем «Маятника Фуко», и я бы настоятельно рекомендовал для начала ознакомиться именно с ним, а уж затем браться за этот роман. Да и это не обещает, что будет легко. Эко с первых строк дает понять, что насильно объяснять никто ничего не будет, и что в его силах лишь дать вам направление, которому вы и будете следовать, подчиняясь тексту.«Не ждите, что Рассказчик эффектно опознает сейчас же в пишущем известного… Рассказ только начат, и никого известного в нем еще не было. Рассказчику совершенно неведомо, кто этот непонятный текстописатель, и Рассказчик сам интересуется это узнать, как и вы, почтенная публика. Поэтому теперь всем нам предстоит доискиваться и разгадывать скрытые смыслы тех знаков, которые перо повествующего при нас накладывает на бумагу.»Вообще, если говорить немного приземленней, убирая словесную мишуру о уровнях и планах романа, то обобщить суть книги можно довольно просто. Автор написал не одну книгу, а с добрый десяток, вот только запрятал их под одну обложку. Хотите приключенческий роман? Получайте. Написанный доступным языком путеводитель по основным вехам европейского антисемитизма 18-19х веков? Да легко. А может вы и сами заклятый антисемит? Или поборник иудеев? И это тоже ваша книга. Вам мало? Хотите постмодернистский текст вызывающий множество рефлексий? Пожалуйста. Каждая из этих тем, да и еще с десяток других легко может встать для вас во главе угла и лечь в основу восприятия произведения. По подаче материала роман напоминает «Баудолино», с тем отличием, что нашей протагонист на этот раз является персонажем отрицательным. В остальном принцип построения сюжета во многом схож, автор берет ряд реальных исторических событий той эпохи и объединяет их единственным вымышленным персонажем, в данном случае Симонино Симонини. С ним мы поучаствуем в сицилийских походах Гарибальди, разберемся в деле Дрейфуса, понаблюдаем как ушлый Лео Таксиль двенадцать лет морочил голову Ватикану и масонам, ну и конечно воочию увидим предпосылки создания нашумевших «Протоколов сионских мудрецов», которые и есть заглавная сюжетная тема романа.Кстати, на секунду вернемся к вопросу спорности. Как вам понравится такое утверждение? «Говорят, патриотизм - последнее прибежище подонков. Не имея моральных принципов, мерзавцы обычно заворачиваются в знамя. Все канальи беспокоятся о чистоте своей канальей расы… Нужно кого-то ненавидеть, чтобы оправдывать собственную мизерность. Ненависть - истинная природная страсть. Аномальна как раз любовь. За нее Христа и распяли. Христос выступал против человеческой природы. Никого не пролюбишь всю жизнь. Не пролюбишь: вот и измены, и матереубийства, и предательства друзей. А проненавидеть всю жизнь очень даже можно.»По-моему, весьма лихо, даже для меня, хоть я и не являюсь ярым патриотом своей страны. А думает ли так сам автор, остается только гадать, и в этом вся прелесть. Придает, знаете ли, пикантности.На этом, пожалуй, все, иначе придется переквалифицировать рецензию в реферат или еще что по объемней. Прочитано в рамках «Книжного марафона 2015».P.S. Кулинарные изыски из этого романа явно будут сниться мне ночами.
Всеобщая история одержимцев: Часть вторая (В картинках. Раскрась сам)


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).